- Дата: 29.10.2014
в закладки
История создания фильма Джеймса Кэмерона - Аватар
Сейчас мало найдется людей, которые пожали бы плечами, спроси у них, что они знают об «Аватаре». Но даже если таковые остались, они многое потеряли, не посмотрев этот фильм. Одно имя Джеймса Кэмерона говорит о грандиозности проекта. Масштаб подготовки, декораций, съемок и пост-продакшна заставляет содрогнуться профессионалов мирового кинематографа. А всем новичкам ставит в пример для подражания.
Совершенно новая идея, раздвигающая границы выдуманных миров. Миров, которые с участием современной передовой технологии, становятся реальными. Сюжет, динамичное повествование, непредсказуемый финал, красота несуществующей планеты… И рекордные кассовые сборы, вошедшие в историю.
По прошествии пяти лет со дня премьерного показа «Аватара», общие впечатления от фильма уходят в прошлое. Да, мы еще помним синих существ, населяющих планету с каким-то вымышленным названием, их рост, несоизмеримый с привычным человеческим, ожесточенную схватку с людьми за право быть хозяином земли. Каждому зрителю этого вполне достаточно. Но мало кто знает об истории создания картины. Для всех любителей закулисной жизни есть предложение совершить экскурс в далекий 1994 год и проследить создание шедевра От и До…Джеймс Кэмерон. Его имя периодически упоминается в коридорных разговорах крупных киностудий. Как сценарист и постановщик, он получил признание коллег и зрителей. Последние с успехом приняли идею «Чужих», а от второго «Терминатора» оказались в еще большем восторге. Только что завершив «Правдивую ложь» с Арнольдом Шварценеггером, Кэмерон приступает к разработке будущего сценария, который должен превзойти все его прежние работы и стать чем-то невероятным. К сожалению, руководители студий не очень-то этому верят, однако, обещают поддерживать все начинания великого автора.
Еще бы, каждый его проект увенчался массовым успехом, включая «Правдивую ложь», собравшую в общей сложности более 370 миллионов долларов. Кэмерон немного приоткрывает завесу новой идеи – это будет отличный от предыдущих фильм, но с фантастическим уклоном.
Однако, в 1995 году Джеймс оставляет на время затею и вовсю занимается новой картиной. Он собирает информацию о затонувшем в 1912 году в водах Атлантического океана корабле под названием «Титаник», и с максимальным переносом всех деталей пишет сценарий. Объясняя киностудии, что это, в первую очередь, история о любви, а после – фильм-катастрофа. Летом 1996-го, в разгар начала съемок, Кэмерон признается, что после завершения «Титаника» он вернется к идее создать фильм с применением технологий, позволяющим актерам имитировать того персонажа, который в итоге получится на экране. На профессиональном языке это называется CGI-графика, но будущим зрителям «Аватара» это пока ни о чем не говорит.
«Титаник» выходит в прокат 1 ноября 1997 года и в течение 15 недель возглавляет бокс-офис американского проката. В этот период планируется приступить к съемкам «Аватара», чтобы до конца 1999 года успеть смонтировать и предоставить фильм первым зрителям. Но, вновь возвращаясь к технической составляющей, Кэмерон убеждается, что имеющиеся на тот момент технологии по-прежнему не отвечают его сценарным идеям. Воплощение столь давней мечты откладывается на новый период.
Занимаясь различными телевизионными проектами, в перерывах Джеймс совершенствует сценарий, создавая культуру нави и присущий ей язык. В сотрудничестве с лингвистами Университета Южной Каролины, язык состоит из нескольких сотен слов, которые запланированы к использованию в разговорных диалогах фильма. Дополнительно были приглашены физиологи, которые делились знаниями о растениях, которым также была отведена существенная роль. Последующие два года ушли на создание облика планеты и существ, ее населяющих. Команда дизайнеров-иллюстраторов придумывала различные варианты, взятые из рисунков и сохранившихся скульптур разных народов. Приближаясь к осуществлению мечты, Кэмерон начинает открыто говорить о готовящемся проекте.
Так он объявил о предположительной дате начала съемок – 2007 год, обещая после взять еще один год для пост-продакшна. Кинокомпания Weta Digital подписалась на участие в проекте, сообщив в 2006 году о взятии на себя обязательств по созданию визуальных спецэффектов, без которых режиссер не представлял свой широкомасштабный проект. Она гарантировала привлечение более 900 сотрудников, которые впоследствии занимались обработкой колоссального объема получаемой цифровой информации. Съемки стартовали 16 апреля 2007 года в Лос-Анджелесе и столице Новой Зеландии, за два с лишним года после того, как началась основная pre-подготовка.
На данном этапе возникли сложности с финансированием. Компания 20th Century Fox, имеющая основной пакет прав, опасалась перерасхода средств и срыва производства, как было ранее с «Титаником», когда Кэмерон попросил 22 дополнительных съемочных дня. Не желая сдаваться, он все же пошел на некоторые изменения условий. В частности, убрал нескольких персонажей и заменил эпизоды, а также объявил о частичном отказе от гонорара, если фильм постигнет провал. В течение нескольких месяцев Fox раздумывала, пока Джеймс искал помощи от других киностудий.
Компания Ingenious Media взяла на себя часть финансирования, что сказалось на дальнейшем участии Fox в производстве картины. И по-прежнему Fox относилась скептически к самому проекту, говоря об общем сумасшествии, имея ввиду вверенный Кэмерону бюджет в 237 миллионов долларов. Позже было объявлено о добавочных 150 миллионах, ушедших на маркетинг и рекламу.
Одной из основных ступеней производства любого своего проекта Джеймс отдавал подбору актеров. Учитывая, что все его картины делали из неизвестных артистов настоящих звезд. Но не желание попасть на вершины славы играло главную роль. В каждом из претендентов Кэмерон искал то отличительное, что позволило бы ему с уверенностью доверять воплощение образа на экране.
При написании любовной линии главных персонажей Джейка и Нейтири Кэмерон частично вдохновлялся Джеком и Роуз из «Титаника», сделав их разными по характерам и культуре, и делающих в итоге основной выбор в пользу того или иного.
Кастинг начался летом 2006 года. Основными претендентами на главную мужскую роль были Мэтт Дэймон и Джейк Джилленхол. Ни с одним из актеров прежде Кэмерон не сотрудничал. К тому же это означало дополнительное увеличение бюджета из-за имеющейся на тот момент их популярности, а после недавних разногласий с Fox этого совершенно не хотелось. Потому было принято решение подбирать малоизвестного кандидата.
Сэм Уортингтон прошел пробы, по пока не получил подтверждение. Руководство сомневалось, но Кэмерон поручился личной гарантией, что в итоге послужило счастливой звездой для австралийца, жившего на тот момент в своей машине.
Роль доктора Грейс Августин была предложена Джоди Фостер. Но актриса отклонила роль, подбирая другие проекты. Тогда Кэмерон вспомнил о Сигурни Уивер, с которой работал на «Чужих». Она идеально подошла на образ. Майкл Бин, с которым режиссер работал на «Терминаторе» и тех же «Чужих», рассчитывал на роль в проекте, но получил отказ, так как Джеймс не хотел, чтобы зрители, учитывая подтверждение Уивер, ассоциировали этих двух актеров с «Чужими».Еще при создании главного женского образа, Кэмерон попросил художников нарисовать, какими бы они представили себе инопланетную девушку по имени Нейтири. Причем сделать это должны исключительно мужчины. В итоге, подбирая актрису на созданный коллегами образ, он отдал предпочтение малоизвестной Зои Солдана.
Стивен Лэнг не получил работу в «Чужих», но его Кэмерон запомнил и теперь единогласно отдал роль полковника Майзла. А вот Мишель Родригес просто понравилась режиссеру – ее смелая героиня с хорошей физической подготовкой из фильма «Женский бой» послужила созданию прообраза, которого в итоге воплотила Родригес.
После утверждения полного актерского состава, Джеймс позвал всех на Гавайи для лучшего восприятия тропической жизни, какая будет в сюжете.
Учитывая, что «Аватар» состоит, прежде всего, из сложных многоуровневых визуальных картинок, спецэффекты являлись важным условием приведения концепции фильма в жизнь. По сути, большая часть сюжета связана с ними, без дополнительных компьютерных эффектов всякий смысл отсутствовал бы напрочь. На съемках использовалась технология Motion capture, широко применяемая при создании анимационного жанра и различных спецэффектов, в том числе в игровой индустрии.
Декорации вмещались в арендованный съемочный ангар, в изготовлении которых приняло участие свыше тысячи человек. К каждому из центральных актеров Кэмерон выдвинул условие наличия хорошей физической подготовки. Также они прошли дополнительное обучение стрельбе из лука, рукопашному бою, верховой езде, и разумеется, изучению языка нави, основного разговорного диалекта по сюжету.
Для своего удобства Джеймс создал новую систему съемки и отслеживания отснятого материала. На режиссерский монитор выводилось одновременно два изображения – живая игра актеров и конечная картинка, которая пойдет в кадр. Сама важность актеров при этом не снижалась. С помощью новой технологии, приходилось меньше времени тратить на установку осветительных приборов и наложение грима.
Для соединения актерской игры с конечной анимацией, дополнительно использовалась Fusion Camera System в формате 3D и система виртуальной съемки. Все это в итоге позволяло на месте наблюдать готовую сцену со встроенными визуальными эффектами.
Особый интерес вызывала методика компьютерной передачи мимики актеров их будущим цифровым копиям. Для этого основному актерскому составу, перевоплощающемуся в жителей Пандоры, закреплялись миниатюрные камеры, собирающие информацию обо всех передаваемых эмоциях, которая далее отправлялась на обработку.
Для многих не стало большим сюрпризом приглашение Джеймса Хорнера в ведущее кресло композитора. Не только дружеские отношения, но и очередное сотрудничество не могло обойти этого человека, подарившего нам мелодичные напевы любовной тематики Роуз из «Титаника».
Сейчас требовалось нечто новое – неизведанная планета. В задачи композитору ставилось придумать целую музыкальную культуру этой расы, для чего он обращался к этнографам, чтобы следовать в направлении смешения народного и фольклорного стилей. Созданная песня «I see you», ставшая центральной композицией фильма, была готова весной 2009 года.
На ее исполнение, к большому разочарованию ожидавших услышать Селин Дион, была выбрана английская исполнительница Леона Льюис. Через пять дней со дня мировой премьеры «Аватара», на страничке певицы MySpace был представлен оригинальный клип.
Когда большая часть материала была отснята и смонтирована, началась долгая маркетинговая компания в поддержку будущей премьеры фильма. 14 августа 2009 года «Аватар» представил первые скриншоты. Позже во многих американских журналах о киноискусстве вышли статьи, включавшие несколько основополагающих кадров. Кинофестиваль Comic-Con в Сан-Диего представил небольшой отрывок из картины в формате 3D, на котором приняли участие ведущие актеры основного состава. Неделю спустя мир увидел первый полноценный трейлер во всех доступных форматах. Помимо фильма, под маркой «Avatar» были представлены также компьютерная игра и линия игрушек.
Второй, удлиненный трейлер, появился в кинотеатрах 23 октября, а позже в сети – 29 октября. Он был признан одним из успешных в истории маркетинга. Небольшие ролики были показаны при открытии кинотеатра во Вьетнаме, а также в перерыве футбольного матча на стадионе Техаса. Футбольный мачт транслировался в прямом телевизионном эфире, трейлер будущего кинохита могли увидеть и любители спорта, а сам он занял первое место среди крупномасштабных пред-показов, когда-либо проводившихся в США.Компания Coca-Cola приняла свое участие, выпустив особые банки напитка с символикой «Аватара». Телесериал «Кости», в котором задействован Джоэль Мур, получил дополнительную рекламу в пятом сезоне, когда его персонаж готовится к выходу фильма. За неделю до официальной премьеры Зои Салдана отправилась на известный телеканал, чтобы дать эксклюзивное интервью. А сеть питания McDonald’s устроила свою рекламную акцию, призывая всех авторизоваться на сайте, где имелась возможность ретушировать загруженную фотографию, чтобы посмотреть, как бы человек смотрелся, будь он жителем Пандоры.
Первая премьера «Аватара» состоялась в Лондоне 10 декабря 2009 года. Другие страны увидели фильм с интервалом в несколько дней.
Летом 2010 года Джеймс Кэмерон сообщил о повторном показе фильма расширенной режиссерской версии с добавлением девяти дополнительных минут. Общий хронометраж составлял теперь максимально допустимое дисковое пространство. Чтобы уложиться в объемы, пришлось сократить часть вступительных титров. Общее количество кинотеатров, на которых вышел «Аватар», превысило 14000. Каждый уик-энд на протяжении долгого времени он собирал огромные кассовые сборы, ставя вне конкуренции почти каждый второй выходящий в то время фильм.
Общий сбор, с учетом повторного показа, составил более 2,7 миллиардов долларов. После выхода «Аватара» никому не удавалось побить рекорд. Фильм занимает третьего место, уступая «Унесенным ветром» и «Титанику». Во многих странах он считается единственной кассовой кинокартиной, когда-либо выходившей в прокат. Гонорар самого создателя составил 248 миллионов.
Картина была номинирована на несколько престижных наград кино. Самая значимая, «Оскар», отдала три статуэтки и шесть номинаций на церемонии 2010 года.
Теперь мы знаем, как создавалось самое зрелищное путешествие длиною в несколько световых и съемочных лет к загадочной и столь невероятно красивой планете Пандора.
Хиты просмотра
Оцените кино
Вам понравилась статья? Или рецензия? Читать интересно! Оставьте отзыв: