- Дата: 07.10.2014
в закладки
Киновселенная Брайана де Пальмы
Когда разговор заходит о Брайане Де Пальме, то интуитивно понимаешь о ком идет речь, о некой его "культовости" для многих, но обозначить ее словами не всегда удается. Действительно, его кинокарьера особо не баловала престижными наградами.За почти полувековую работу на благо кинематографа он дважды удостоился главной награды в Авориазе на фестивале фильмов в жанре фантастики. Это были ленты "Призрак в раю" и "Кэрри". Еще однажды удача улыбнулась ему на кинофестивале в Венеции, где лента "Без цензуры" получила "Серебряного льва".
На этом список достижений закончился. Перечень "антинаград" оказался внушительней. Сразу пять его лент удостаивались "чести" быть представленными в номинации на "Золотую малину" в "престижной" категории худший режиссер. Это "Одетый для убийства", "Лицо со шрамом", "Костер тщеславий", "Подставное тело" и "Миссия на Марс". Так каково его место в современном мире кино? Для кинотворца оно определяется его картинами.
Довольно сложно ответить на вопрос, к какому жанру тяготеет американский режиссер. В начале своей карьеры он позиционировал себя как продолжатель идей великого Альфреда Хичкока. Но все же известность пришла к нему, как к автору гангстерского кино, хотя в обоих жанрах он снял несколько знаковых лент.
Что касается коммерческой стороны его работ, то лишь гангстерские саги и картины в стиле нуар, можно считать в этом смысле успешными.
Как все началось
Казалось, его жизнь будет всецело посвящена астрофизике, ведь он уверенно поступил на физический факультет Колумбийского Университета. Его жизнь сделала крутой вираж после просмотра ленты Хичкока "Головокружение". Потрясения и огромное удовольствие от фильма побудили Брайана "распрощаться" с университетом и с головой уйти в творческие процессы, связанные с театром и кино.
Первым успехом на новом поприще стала картина 1968 года "Приветствия", очертившая некий круг проблем, волновавших американское общество в 60-е годы. Лента, в которой снялся молодой и пока еще малоизвестный в ту пору Роберт де Ниро, удостоилась "Серебряного медведя" как лучшая режиссерская работа на Берлинале.
Между триллером и гангстерским киноЗатем Де Пальма увлекся триллерами, отдавая тем самым дань глубокого уважения своему идейному вдохновителю Хичкоку. Так картина "Сестры" (1973) зримо перекликалась с работой Хичкока "Окно во двор". Коммерческого успеха картина не получила, но отчетливые ориентиры режиссерского мировоззрения Брайана предоставила.
Вскоре вышел "ужастик" "Кэрри" (1976), который ознаменовал собой старт экранизациям Стивена Кинга. Многие зрители и критики до сих пор считают эту ленту лучшей из всего того, что делали кинематографисты с литературными источниками "короля ужасов" Кинга. "Кэрри" имела оглушительный успех, дав серьезные дивиденды начинающим актерам Сисси Спейсек и Джону Траволте.
Но и самому Брайану финансовый успех ленты позволил осуществить реализацию своих давних выстраданных проектов. Так один за другим появились "Ярость" (1978), "Бритва" (1980) и "Прокол" (1981), которые с годами были причислены к классике триллера.
Казалось бы, стоило продолжать в том же духе, но Де Пальма неожиданно для многих специалистов решил попробовать себя в жанре гангстерской истории. Результатом такого крутого жанрового поворота стала картина "Лицо со шрамом" (1983) по сценарию Оливера Стоуна.
Фильм, повествующий о головокружительном "карьерном росте" кубинского беженца от "среднестатистического" бандита до "уважаемого" короля преступного мира, вызвал далеко неоднозначную реакцию в среде кинокритиков. Да и сама лента номинировалась на "Золотой глобус", а Де Пальма удостоился сомнительной чести и попал в номинацию на "Золотую малину" как худший режиссер.
После ряда откровенно неудачных работ режиссер выдал "на-гора" "Неприкасаемые" (1987). Филигранно закрученный сюжет и дуэт голливудских звезд первой величины (Шон Коннери и Роберт де Ниро) позволил истории о борьбе копов с Аль Капоне попасть в число лучших боевиков восьмидесятых и стать одним из коммерчески успешных проектов киногода. После этой картины были провальные по прокатным меркам ленты "Военные потери" (1989) на больную тему о вьетнамской войне и "Костер тщеславия" (1990).
На стыке вековВ 90-е годы заметными вехами в его карьере стали ленты "Путь Карлито" (1993) с Аль Пачино и собравшая в прокате $ 180 млн. "Миссия невыполнима" (1996), где солировал Том Круз. Но в начале двадцать первого века Де Пальма редко стал обращаться к режиссуре.
За последнее десятилетие стоит особо отметить стильную, с непредсказуемой концовкой, "Роковую женщину" (2002), навеянную работами Хичкока, а также эффектный пример работы, выполненной в жанре нуар, "Черная орхидея" (2006).
Хотя последняя картина не имела огромной популярности, но была самим киносообществом принята весьма тепло, несмотря на ее необычность и некую недосказанность. Как выразился один зритель после просмотра: "Ничего не понял, но очень понравилось".
После этого было пять лет молчания, после чего вышел в прокат пока последний фильм мэтра "Страсть" (2012), показавший историю дружбы и ненависти двух "бизнес-леди", по-своему успешных, рискованных и беспощадных во всем. Получилось кино тонкое, местами завуалированное, но без особой изюминки, присущей работам Де Пальмы.
В этом чередовании творческих успехов и относительных неудач заключается весь парадокс и магнетизм работ Брайана, удивительно талантливого и непредсказуемого мастера, имеющего свой, непохожий на других, взгляд на само понятие современного языка кино.
В каком бы жанре он не работает, его современное видение кино как явления в жизни человечества, получало должное уважение и признание, как со стороны коллег, так и со стороны многомиллионной армии зрителей.
Хиты просмотра
Оцените кино
Вам понравилась статья? Или рецензия? Читать интересно! Оставьте отзыв: