- Дата: 21.01.2015
в закладки
Русские фильмы - технологии есть, ждём лидерства
Отечественный кинематограф по сей день является объектом многочисленных споров. Некоторые им восхищаются, другим он открыто неприемлем. Никого не удивишь тем, как выходящие фильмы ловко путешествуют по земному шару, появляясь на различных кинофестивалях, закрытых показах и в тех отдаленных местах, где люди тоже смотрят кино.
В силу мирового признания Голливуда как ведущей киноиндустрии, уверенно не сходящей с пьедестала, нынешнее Российское кино заметно уступает стране грез. Причинами являются недофинансирование или отсутствие такового, несмотря на периодическую государственную поддержку, и невозможность предложить качественный продукт.
Голливуд тоже часто пользуется пословицей «Повторенье – мать ученья», однако механизм создания фильмов, структурированный на протяжении многих лет, позволяет выпускать достаточное количество продуктов в год, чтобы «прокормить» всю планету.
Отечественный кинематограф уходит далеко корнями в прошлое, и имеет невероятно богатую историю. Перекочевав из Франции в начале 20 века, он прошел долгий путь, в течение которого набирался опыта. Ни о каких крупномасштабных проектах, разумеется, речь не шла, а до игровых лент было далеко! И все же, первые опыты зародили жанр немого кино: Александр Дранков показал «Степана Разина» костюмированным в черно-белых тонах.
В первом десятилетии вышло множество картин: «Пиковая дама», «Дворянское гнездо», «Преступная страсть». К удивлению, зарождающийся жанр быстро прижился, создавая вполне ощутимую конкуренцию. На суд первых зрителей представлялся полный спектр жанровой принадлежности: от мелодрам с приключениями до классических экранизаций.
До начала Великой отечественной войны, давшей впоследствии широкую возможность рассказать о ней со всех сторон, политический настрой страны первым делом отражался на выходящих картинах: Октябрьская революция, народные волнения, гражданские войны, социалистический реализм.
А также не забывать о тех, кто управлял тогдашними событиями сверху: «Жуковский» и «Пржевальский», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Ушаков». Немного расслабить серьезность заданной темы позволили комедии «Весна» и «Кубанские казаки».
Вначале 60-ых важно отметить появление первых мастеров-постановщиков: Чухрай, Калатозов, Ромм, Тарковский, Кончаловский, Гайдай, Рязанов, Бондарчук. И не менее важные картины, наделенные обыденностью жизни русского человека: «Два Федора», «Весна на заречной улице», «Иваново детство».
Комедийная направленность стала настоящим феноменом, уставшие от серьезности зрителя хотели простого развлечения – согласитесь, «Операция «Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» до сих пор являются классикой отечественного кинопроизводства.
Плеяда настоящих звезд, быстро ставших кумирами, взошла на небосклоне: Татьяна Самойлова, Анастасия Вертинская, Людмила Савельева, Алексей Баталов, Олег Ефремов, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова, Инна Чурикова.
Годы перестройки вызвали застой и в кинематографе. Накаленная ситуация в стране требовала какого-то разрешения, и этот период пройдет не скоро. Оставшиеся без работы актеры меняли профессии, а народ вынужденно довольствовался иностранными лентами вроде «Терминатора».
Отечественные проекты заморозились. Лишь немногие ленты остались в памяти – «Любить по-русски», «Ширли-мырли», «Московские каникулы», «Крестоносец», «Особенности национальной охоты», «Сибирский цирюльник», «Брат».
Новое столетие ознаменовалось открытием частных киностудий, появлением современных технологий и большей разноплановостью, что позволяло создателям не ограничивать себя в возможностях. Бандитские «Жмурки» и «Бумер» сменились драмами «Сестры» и «12».
Память о великой победе не забывается никогда, демонстрируя с периодичностью военные ленты: «9 рота», «Турецкий гамбит» и «Живой» превращаются в зрелищные эпосы «Смерть шпионам», «Убить Сталина», «Брестская крепость», «Сталинград».
Кассовыми остаются «Дневной дозор» и «Ночной дозор», а среди последних лет – франшизы «Елки», «Мамы» и «Любовь в большом городе». Авторские работы – «Неадекватные люди» и «Как я провел этим летом» – проходят незаметно, уступая более разрекламированным и коммерчески выгодным. Подростковые ленты занимают особое место, проходя путь от нашумевшего «Все умрут, а я останусь» до «Школы» и «Класса коррекции».
Молодежные «В ожидании чуда» и «Питер FM» уходят на второй план перед картинами про представителей сильных мира сего – «О чем говорят мужчины» и «Что творят мужчины!». Не забываются и великие люди – «Гагарин», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Легенда № 17».
Павел Прилучный, Светлана Ходченкова, Антон Макарский, Павел Деревянко, Александр Ревва, Наталья Рудова, Олеся Судзиловская, Алексей Воробьев, братья Чадовы, Кристина Асмус, Анна Чиповская – и это далеко не полный перечень ярких, молодых и талантливых актеров, активно оккупирующих телеэкраны.
В каждой эпохе оставались свои кумиры, остается выразить предположение, что в нынешнее время список существенно увеличится в разы. Это раньше желательной являлась система Станиславского, а теперь многие «звезды» обходятся и вовсе без нее.
Одновременно с полнометражными фильмами, сериальный жанр идет параллельно. Еще в конце 90-х домохозяйки любовались «мыльными операми», а школьники узнавали себя в «Простых истинах». Зарубежные американские, мексиканские и бразильские долгоиграющие сериалы надолго разместились в сетке вещания, однако, отечественное производство на тот момент не могло предложить что-то стоящее.
Это сейчас телеканалы НТВ и СТС по праву можно назвать самыми успешным по числу показанных сериалов. И если первый делает акцент на криминал и детектив, то второй призывает зрителя исключительно развлекаться.
Впрочем, «Закрытая школа» достаточно мистична и вызывает нешуточную интригу с триллеровским подтекстом. «Моя прекрасная няня» и «Папины дочки» были лучшими ситкомами, нынешние «Воронины» уже который сезон заставляют покатываться от смеха.
Первый канал не ограничивается в жанрах и часто представляет исторические, драматические и любовные мини-проекты. Не отстает и ТНТ – на канале успешно идет «Универ» и вышедший из-под его крыла «СашаТаня», сравнимый по популярности разве что с «Реальными пацанами».
Огромное разнообразие рождающихся фильмов насыщает рынок в достаточном объеме. Вернее, следует сказать – перенасыщает. Доступность огромного числа кинофильмов балует зрителя, а уследить за чередой новинок становится крайне сложно.
При этом важно, чтобы продукт оставался интересным и оригинальным. Частое пережевывание одной темы лишь отталкивает искушенного зрителя, но не стоит винить Российское производство – подобному заболеванию подвержен и главный конкурент Голливуд.
Возвращаясь к искушенности зрителя, следует отметить и его требовательность – при большом разнообразии хочется выделить что-то значимое, а не тратить время на все подряд. Россия вполне обладает необходимыми средствами и технологиями, чтобы создавать в будущем качественное кино, где каждый будет стараться смотреть русский фильм, не потому что он отечественный, а потому что интересней и качественней остальных.
Думается, при желании, стать лидером в этом направлении возможно, - ведь все предпосылки для этого у нас имеются.
Хиты просмотра
Оцените кино
Вам понравилась статья? Или рецензия? Читать интересно! Оставьте отзыв: