- Дата: 27.10.2014
в закладки
Вся история создания кинофильма «Мумия»
В 1922 году знаменитый археолог Говард Картер и граф Джордж Карнарвон обнаружили и вскрыли гробницу фараона Тутанхамона. Их находку до сих пор называют одним из значимых открытий в истории археологии. Гробница Тутанхамона, единственная из всех найденных не пострадала от грабителей.
Печати на входах были целыми, а обстановка внутри осталась такой же, какой была в момент погребения фараона. Фантастическое открытие подогрело интерес людей всего мира к истории Египта. Лондонская газета Таймс освещала на своих страницах каждый шаг исследователей и публиковала самые первые фотографии из гробницы.
5 апреля 1923 года, всего через несколько месяцев после открытия погребальной камеры фараона, от воспаления легких скончался граф Карнарвон. Пресса мгновенно ухватилась за этот повод и мгновенно раздула из смерти графа целый миф. Самые разные СМИ заговорили о древнем проклятии фараонов, о многочисленных смертях людей причастных к раскопкам, о мумиях, мстящих осквернителям могил.
Самые смелые даже приводили точные числа жертв, правда, страшно путаясь в показаниях. Исследователей буквально засыпали письмами. Экстрасенсы, медиумы, адепты самых разных религий и просто впечатлительные личности умоляли оставить в покое мертвых. Весь цивилизованный мир лихорадило. Киноделы, разумеется, тоже не остались в долгу.
В 1932 году компания Юниверсал выпустила фильм «Мумия», продолжив крайне успешную серию ужасов, в которые уже успели выйти такие популярнейшие фильмы как «Франкенштейн» и «Дракула». За постановку картины взялся Карл Фройнд.Карл Фройнд начал работу в кино с 15 лет ассистентом на берлинской киностудии. В 1929 году он перебрался в США. Фильмография Фройнда в роли оператора насчитывает больше сотни фильмов. Он работал с камерой на съемках фильмов «Дракула», режиссера Тода Браунинга и «Метрополис», Фрица Ланга. Кинокартина «Мумия» стала его режиссерским дебютом в Голливуде, но, не смотря на ошеломляющий успех фильма, он не сделал масштабной режиссерской карьеры. Свой Оскар Фройнд получил за операторскую работу над фильмом «Благословенная земля».
Сюжет Мумии недвусмысленно намекает на историю раскопок гробницы Тутанхамона. Экспедиция британского музея находит в Египте гробницу, а в ней мумию жреца Имхотепа и ящик со свитком, оживляющим мертвых. На ящике разумеется страшное предостережение: «Проклятие падет на того, кто откроет его».
Пока светила археологии топчутся на входе в гробницу, решая, стоит ли гневить богов, молодой и любопытный ассистент вскрывает ящик, читает свиток, оживляет мумию Имхотепа и быстренько сходит с ума от страха, увидев, что он наделал. Ожившая мумия жреца, недолго думая сбегает куда-то вместе со свитком.
Десять лет спустя, следующая экспедиция того же музея находят захоронение принцессы Анксунамун, не тронутое грабителями судя по печатям, причем найти нужное место археологам помогает таинственный египтянин Ардед Бей, внезапно появившийся на месте раскопок. Позже выясняется, что Ардед Бей и есть оживший 10 лет назад Имхотеп.
Анксунамун была его возлюбленной, когда они оба были еще живы, а откопать могилу он помог только затем, чтобы оживить ее с помощью все того же свитка. Имхотеп остается на ночь в музее, где выставлен саркофаг с Анксунамун и пытается осуществить обряд оживления.
Все бы ничего, но походу дела жрец убивает тех, кто вольно или невольно встает на его пути, к тому же, во время обряда на зов мумии отзывается девушка Хелен, которая не только современное воплощение принцессы Анксунамун, но и как назло находится в этом городе.
Увидев свою возлюбленную в теле живой женщины, Имхотеп зовет Хелен к себе, вводит ее в транс и заставляет вспомнить ее прошлую реинкорнацию. Она вспоминает все, но воспоминания не делают ее другим человеком. У нее есть своя жизнь. Тогда Имхотеп решает убить возлюбленную, чтобы мумифицировать ее, а после оживить.
Девушку пытается спасать влюбленный в нее Френк Вемпл – археолог, нашедший гробницу Анксунамун. В итоге она спасает себя сама, вспомнив навыки жрицы и призвав на помощь богов. Свиток жизни воспламеняется, а Имхотеп умирает.
Для современного зрителя это история скорее трогательная, чем страшная. История о любви, которая преодолевает время и смерть. История, несомненно, грустная и совсем немного жуткая. Имхотеп убивает людей, но, не потому что он хочет убивать, а потому что это самый простой способ избавиться от тех, кто стоит на пути к его цели. По сути, он монстр, вызывающий сочувствие и даже симпатию. Роль мумии исполнил Борис Карлофф.
Уильям Генри Пратт, он же Борис Карлофф – актер театра и кино. Роль чудовища Франкенштейна в классическом фильме Джеймса Уэйла, принесла ему мировую славу и определила его дальнейшую актерскую судьбу. Уже в следующем году он сыграл в Мумии, а затем и в нескольких продолжениях Франкенштейна. Были в его карьере и другие фильмы ужасов. В фильмографии актера почти 200 самых разных кинолент, но весь мир знает его как короля ужасов и Карлоффа ужасного.
Съемки киноленты «Мумия» длились три недели. Это нормально для тех лет. В то время фильмы быстро производились, быстро прокатывались и быстро забывались. Мумию, правда, помнят до сих пор, как и другие классические фильмы ужасов компании Юниверсал. Отчасти, секрет успеха киноленты в том, что продюсеры безошибочно угадывали интересы публики. Отчасти, в удачном подборе актеров и умении режиссеров подать любой рассказ достоверно.
Египетский антураж Мумии создан очень правдоподобно. Некоторые кадры почти полностью повторяют знаменитые фотографии из газеты Таймс из гробницы Тутанхамона.
Изначально в фильме предполагался эпизод, показывающий длинный ряд перевоплощения Анксунамун, а в финальную версию этот экскурс в историю не вошел, правда, в титрах остался привет от него. Саксонский воин есть в титрах, но отсутствует в фильме.
Воспоминания Хелен и рассказ Имхотепа сняты в манере немого кино, чтобы подчеркнуть, что речь идет о прошлом. Кстати, настоящий исторический Имхотеп был вовсе не жрецом, а зодчим и врачом. После выхода фильма «Мумия» это имя стало популярным и появилось еще в нескольких кинолентах, где присутствует египетский антураж.
Последующие годы фильмов о мумии было снято немало, хотя повторить успех картины Фройнда не удалось никому. Многие рассказывали похожие истории, но первый настоящий ремейк был снят в 1959 году Теренсом Фишером.
Теренс Фишер – английский кинорежиссер. Он начал работать на студии в 30-е годы и прошел путь от разнорабочего до режиссера. С середины 50-х годов Фишер работал над серией фильмов ужасов компании Хемер, в которых был и цикл фильмов о мумии.
Проклятие фараонов – синтез сразу двух фильмов – Мумии и последовавшей за ней Руки мумии. Здесь тоже есть печальная история о жреце, пытавшемся воскресить возлюбленную и наказанным за это, тоже есть женщина, подозрительно похожая на эту самую возлюбленную, только на этот раз речи о реинкарнации не идет. Во всяком случае, никто не говорит об этом напрямую.
Вскрывший гробницу археолог тоже сходит с ума, а в остальном несколько иначе и по сюжету, и по настроению. Восставшая мумия не пытается ни кого воскресить, а просто убивает ученых, вскрывших могилу царицы, причем делает это не самостоятельно, а под чутким руководством религиозного фанатика, решившего привести проклятие фараонов в действие.
Роль мумии здесь исполнил Кристофер Ли, но он так запрятан в грим, что узнать его не просто. Кристофер Фрэнк Карандини Ли, он же Кристофер Ли – английский актер. Его фильмография является самой большой в мире. Он упоминается в титрах 265 фильмов, не считая тех, где играл сам себя.
Например, в разных фильмах и в разное время он исполнял роли Шерлока Холмса, Майкрофта Холмса, сэра Баскервиля. В серии ужасов от компании Хемер, актер играл и графа Дракулу, и чудовища Франкенштейна, и Мумию.В 1999 году вышла первая часть трилогии «Мумия» от Стивена Соммерса. Первые две ее части довольно точно воспроизводят сюжет классической Мумии 1932 года, правда, обильно сдобренный неизвестными ранее подробностями. Проклятие фараонов здесь заключается в том, что оживший Имхотеп отбирает жизни у всех, кто открыл запретный ящик, но не из вредности, а чтобы восстановить силу. Фактически Мумия просто съедает людей, и на этот раз есть за что.
Герои этой версии Мумии не археологи, а обычные грабители, нарушившие покой гробницы только затем, чтобы найти спрятанные там сокровища. Даже главная героиня Эвелин, которая по сюжету археолог и сама добродетель, действует ни как ученая, а как какой-то сумасшедший Индиана Джонс.
Упоминание профессора Джонса здесь более чем уместно. Если классическая «Мумия» и ремейк 1959 года были фильмами ужасов, то «Мумия» современная – это чистое и не замутненное приключение, со всеми сопутствующими признаками.
Погони, разрушения, эффектные трюки, лихие драки, острые шутки, красивая любовная линия с поцелуями на фоне заката, тайные организации и настоящее волшебство. Впрочем, если посмотреть на фильмы Соммерса, то ничего другого он и не снимает.
Стивен Соммерс – актер, сценарист, режиссер и продюсер. Режиссерская фильмография Соммерса состоит из дюжины фильмов, три из которых составляют трилогию «Мумия». Остальные картины тоже в основном жанре приключения, но не столь известны.
Резкую смену жанра можно объяснить еще и тем, что ужасы про мумию уже давно никого не пугают. В начале века истории про проклятия гробниц подогревались прессой, освещавшей археологические открытия, потом фильмы какое-то время поддерживали сами себя, сейчас же тема Египта и Мумии возникла снова, но совсем в ином виде – романтика, приключения и сокровища.
Вот с чем сейчас ассоциируются гробницы фараонов. К тому же новые технологии позволили, наконец, вдоволь, наиграться с антуражем, сделать страшных живых мумий, смертоносных скарабеев и прочую красоту.
Имхотеп в фильме превратился, наконец, в полноценного злодея. Как и в Мумии 1932 года, большую часть времени он выглядит как обычный человек. Этот персонаж вызывает куда меньше сочувствия, чем его предшественники, но в обаянии ему не откажешь. И в этом, несомненно, заслуга Арнольда Вослоу.
Арнольд Вослоу – театральный и киноактер. Он родился в актерской семье, играл в театре на родине в ЮАР. Самыми известными его работами в кино стали «Мумия» и «Трудная мишень».
Киноленты про мумию появлялись и до 1932 года. Фильм Фройнда знаменит тем, что положил начало целому жанру. Отголоски той классической Мумии до сих пор можно встретить и в фильмах ужасов, и в мистике, и в приключениях. В наше время модно бояться зомби и ждать техногенной катастрофы, а истории о мумиях стали просто историями о приключениях. Надо полагать, до очередной египетской находки.
Хиты просмотра
Оцените кино
Вам понравилась статья? Или рецензия? Читать интересно! Оставьте отзыв: